Мир окрашен в цвета. Цвет — это не только комбинация электромагнитных волн фиксированного диапазона частот и не только субъективные ощущения, вызванные воздействием волн определенной длины на сетчатку глаза. Цвет в восприятии человека имеет настроение, теплоту, глубину и образ. Малейшая дисгармония цвета может погубить прекрасную композицию, а правильный подбор цветов оживляет даже бедную в плане композиции фотографию и делает убедительным замысел дизайнера.
Люди всегда пытались понять природу цвета и объяснить его свойства. Еще в античные времена о цвете размышляли философы-стоики. В средние века и в эпоху Возрождения модели цвета пытались строить художники. В двадцатом веке эстафету подхватили физики, фотографы и специалисты в области кинематографии. Развитие компьютерной графики и цифровых систем печати поставило задачу разработки такой системы управления цветом, которая может контролировать цветовые параметры на всех стадиях подготовки цветных изданий: от их создания до получения тиражей.
ClearCase - система конфигурационного и версионного контроля
C развитием аппаратной базы компьютерных систем - увеличением тактовой частоты до запредельных уровней (переваливших за гигагерц), ускорением обработки изображений в реальном масштабе времени при помощи супермощных видеоадаптеров многие разработчики не считают нужным (или возможным) оптимизировать написанные ими программные продукты, перенося весь неоптимизированный код на быструю подсистему, быстрый процессор, "умный" компилятор. Результат подобного злоупотребления мы наблюдаем ежедневно во время запуска программ на собственных компьютерах, отмечая странную тенденцию: чем новее программа, тем больше требует ресурсов, и тем медленнее работает. Но и это еще не все! Многие программы по окончании работы не освобождают все занимаемые ресурсы, что приводит к достаточно неприятным последствиям. Странно, не правда ли? Казалось бы, технологии программирования должны совершенствоваться и идти в ногу с аппаратными новинками, качественно используя все предоставляемые ими возможности, однако на деле все обстоит гораздо хуже. В погоне за новыми цифрами версий на коробках продуктов разработчики не считают нужным (возможным) проводить детальную оптимизацию написанного кода, тщательно отслеживая все вызовы и подсчитывая занимаемую системную память, поскольку занятие это трудоемкое и длительное, а получаемый результат не всегда оправдывает надежды: времени потрачено много, сил - еще больше, а производительность конечного продукта повысилась в лучшем случае на 9%, а то и меньше. Согласитесь, ситуация для нашего времени достаточно типичная, причем типична она для всех софтверных компаний, вне зависимости от ранга, размера, и, что немаловажно, от географического расположения. Лозунг: "время - деньги", применяемый всеми к месту и не к месту, в данной ситуации дает явный сбой! Получается количество версий - в ущерб качеству.
В книге обсуждаются проблемы обработки растровой графики в среде самого популярного и мощного редактора Photoshop. Как следует из названия, основное внимание уделяется технологии компьютерной графики, т. е. воспроизводимым методам обработки изображений, дающим сходные результаты при соблюдении одинаковых или близких внешних условий.
Для кого предназначена эта книга? В издательском деле существует емкая формула, которая адресует публикацию специалистам и широкому кругу читателей, заинтересованных в обсуждаемом предмете. Эта формулировка полностью применима в данном случае. Для работы с книгой требуется минимальная подготовка в области растровой графики, знакомство с интерфейсом редактора и знание базовых операций обработки изображений. Иными словами, издание рассчитано на пресловутый средний уровень подготовки читателей, который объединяет всех заинтересованных: от сведущих новичков до деквалифицировавшихся профессионалов.
В последнее время резко возрос интерес к программированию. Это связано с развитием и внедрением в повседневную жизнь информационно-коммуникационных технологий. Если человек имеет дело с компьютером, то рано или поздно у него возникает желание, а иногда и необходимость, программировать.
Среди пользователей персональных компьютеров в настоящее время наиболее популярно семейство операционных систем Windows и, естественно, что тот, кто собирается программировать, стремится писать программы, которые будут работать в этих системах.
Несколько лет назад рядовому программисту оставалось только мечтать о создании собственных программ, работающих в среде Windows, т. к. единственным средством разработки был Borland C++ for Windows, явно ориентированный на профессионалов, обладающих серьезными знаниями и опытом.
Бурное развитие вычислительной техники, потребность в эффективных средствах разработки программного обеспечения привели к появлению систем программирования, ориентированных на так называемую "быструю разработку", среди которых можно выделить Borland Delphi и Microsoft Visual Basic. В основе систем быстрой разработки (RAD-систем, Rapid Application Development — среда быстрой разработки приложений) лежит технология визуального проектирования и событийного программирования, суть которой заключается в том, что среда разработки берет на себя большую часть рутинной работы, оставляя программисту работу по конструированию диалоговых окон и функций обработки событий. Производительность программиста при использовании RAD-систем -фантастическая!
Delphi — это среда быстрой разработки, в которой в качестве языка программирования используется язык Delphi. Язык Delphi — строго типизированный объектно-ориентированный язык, в основе которого лежит хорошо знакомый программистам Object Pascal.
Практически ежегодно Microsoft представляет публике новую версию самого популярного своего продукта - операционной системы Windows. По традиции компания обещает, что именно эта, последняя версия наиболее стабильна, надежна и удобна. Все по той же традиции пользователи ждут "улучшений" с изрядной долей пессимизма…
Конечно, идеальной операционной системы не существует, и семейство Windows имеет как плюсы, так минусы. Однако, положа руку на сердце, признаем: прогресс, в первую очередь в стабильности, есть. Кроме того, следует учитывать, что продукцией Microsoft пользуются десятки миллионов пользователей во всем мире - и угадать конфигурацию компьютера, индивидуальные потребности к внешнему оформлению и набору программ просто невозможно. Поэтому, установив Windows на свой ПК, не рассчитывайте, что дальше система будет работать идеально - она будет работать стандартно, в расчете на среднестатистические потребности пользователя.
Язык PostScript был разработан Джоном Уорноком (John Warnock) в фирме Adobe Systems в 1982 г. История создания языка описана в предисловии одного из его авторов к "Справочному руководству по языку PostScript". PostScript создавался в качестве простого стандартного языка для описания вида текста, чертежей и простых изображений на печатаемой странице, что наложило определенный отпечаток на используемые в PostScript конструкции.
Язык содержит около 250 операторов, что позволяет одни и те же действия запрограммировать самыми разными способами. С другой стороны разработчики не предполагали, что программы на PostScript будут большими, поэтому средства структуризации в языке не сильно развиты. Треть языка PostScript посвящена графике, остальное - это обычный процедурный язык программирования, который включает в себя элементы из многих других языков, но наиболее близок к языку Форт.
Предметом обсуждения в данной книге является настольная СУБД Access 2002, которая входит в состав широко распространенного семейства офисных приложений Microsoft Office XP. Microsoft Access на сегодняшний день является одним из самых распространенных настольных приложений для работы с базами данных. Это связано с тем, что Access обладает очень широким диапазоном средств для ввода, анализа и представления данных. Эти средства являются не только простыми и удобными, но и высокопродуктивными, что обеспечивает высокую скорость разработки приложений. Изначально Access имела ряд уникальных возможностей, таких как умение сводить воедино информацию из самых разных источников (электронных таблиц, текстовых файлов, других баз данных), представление данных в удобном для пользователя виде с помощью таблиц, диаграмм, отчетов, интеграция с другими компонентами Microsoft Office. Совершенствуясь от версии к версии, Access стала инструментом, который может удовлетворить потребности самых разных категорий пользователей: от новичка, которому нравится дружественный интерфейс системы, позволяющий ему справиться с задачами, до профессионального разработчика, который имеет весь необходимый инструментарий для построения уникального решения для конкретного предприятия среднего бизнеса.
Серверная операционная система Microsoft Windows 2003
После трехлетнего перерыва (напомним, что разработка систем Windows 2000 была завершена в декабре 1999 г.) компания Microsoft выпустила очередную серверную операционную систему (ОС) — Windows Server 2003. Клиентские и серверные версии Windows 2000 появились одновременно. Выпуск следующих версий своих операционных систем (которые разрабатывались под кодовым названием Whistler) компания Microsoft разнесла во времени: настольная версия под именем Windows XP (сборка 2600) была закончена в августе 2001 г., а семейство серверных систем Windows Server 2003 (сборка 3790) было запущено в производство в конце марта 2003 г. (Выпуск следующей, принципиально настольной версии Windows, имеющей кодовое название Longhorn, состоится не ранее 2005 г., а серверная платформа появится еще позже.)
В свое время один из членов руководства компании Microsoft на презентации ОС Windows XP назвал ее "доделанной" Windows 2000. Эти же слова можно перенести и на Windows Server 2003: системы этого семейства имеют не так много принципиально новых решений, они являются эволюционным развитием серверных продуктов Windows 2000 и предлагают более законченные и надежные реализации тех революционных (по сравнению с Windows NT 4.0) изменений, которые появились в Windows 2000. В первую очередь это относится к службе Active Directory, на базе которой строятся домены Windows 2000/Windows Server 2003, средствам управления на базе Microsoft Management Console, механизму групповых политик, сетевым и файловым службам. Впрочем, нужно отметить, что
семейство Windows Server 2003 унаследовало немало возможностей системы Windows XP, которые отсутствовали в Windows 2000.
Выпущены четыре редакции ОС, образующих семейство Windows Server 2003, которые в первую очередь различаются по степени масштабируемости и производительности. Подавляющее большинство возможностей Windows Server 2003 (начиная от средств конфигурирования систем и заканчивая настройкой серверных служб), рассматриваемых в этой книге, присуще всем редакциям. Поэтому, говоря о Windows Server 2003, мы практически всегда подразумеваем любую систему из этого семейства. Основные функциональные различия между редакциями Windows Server 2003 указаны во Введении.
В процессе старта системы и проведения POST-теста возможны различного рода аппаратные ошибки, сопровождаемые параллельным выводом на экран монитора соответствующих сообщений. Некоторые из приведенных ниже сообщений несколько утратили свою актуальность, некоторые просто отсутствуют. Умышленно выведены, например, из этого перечня сообщения об ошибках с EISA-шиной. В остальном, этот материал будет несомненно полезен.
При проектировании печатных плат необходимы сведения о схемных образах ЭРЭ и посадочных местах для них. Программы размещения и трассировки должны иметь информацию о соответствии каждого конкретного вывода условного графического обозначения выводу в корпусе элемента. В версии P-CAD 2002 эта работа выполняется автоматически программой P-CAD Library Executive
Вот уже несколько десятков лет Корпорация Майкрософт, начинавшая свое существование как малюсенькая фирма Билла Гейтса, изобретателя машинного языка Basic, является главным и чуть ли не единственным законодателем «моды» в программном обеспечении компьютера. Подавляющее большинство пользователей ПК (персонального компьютера) всего мира, независимо от их желания, используют в своей работе операционную систему Windows и многие программы-приложения, созданные той же Корпорацией Microsoft.
Кстати сказать, и прежняя операционная среда, которая зовется MS-DOS и в которой ПК работали двадцать-тридцать лет (а многие пользователи предпочитают и теперь в ней трудиться), тоже детище Билла Гейтса, как и альтернативная Windows операционная система OS/2. Лишь две другие операционные системы — BeOS и Linux — сумели «пробиться» сквозь авторитет Майкрософта и отвоевали себе некоторое количество пользователей. Число ПК, работающих в системах BeOS и Linux, пока не превышает 10 процентов от общего числа ПК конструкции IBM. Станции Macintosh фирмы Apple основаны на системе Мае изначально и конкурируют не столько с Корпорацией Майкрософт, сколько с принципами IBM. К тому же, в последнее время, вот уже лет пять Apple усиленно сближается с Microsoft и не выпускает никаких своих приложений и версий без согласования с Биллом Гейтсом.
Количество и расположение компьютеров, подключенных к глобальным сетям, практически не ограничено. Можно выделить пять направлений, характерных для глобальных сетей.
Первое – это соединение локальных сетей между собой. Например, существует локальная сеть в главном предприятии и есть локальная сеть в отделениях (филиалах, представительствах и т.п.). При объединении локальных сетей получается распределенная сеть, информационные ресурсы и достоинства которой доступны всем клиентам каждой из локальных сетей – это огромное преимущество распределенной сети перед другими разновидностями глобальных сетей.
Второе направление – удаленный доступ к локальной сети. Применяется для подсоединения удаленного компьютера, расположенного, например, на складе фирмы, для подключения к локальной сети предприятия.
Третье направление – информационная услуга в сети Интернет – BBS (Bulletin Board Services), которая позволяет всем пользователям, подключенным к сети, копировать находящуюся в компьютере с BBS информацию на свой компьютер.
Четвертое направление – это связь через специализированные системы электронной почты, позволяющие обмениваться сообщениями (письмами) и файлами (как в локальной сети), а также участвовать в конференциях и копировать различную информацию со специальных архивов (как с BBS).
Компьютерная анимация для фильмов, телевидения, компьютерных игр или Интернета обычно очень сложная и многосоставная, поэтому сцены Мауа для нее полны света, геометрии и текстур. В этом разделе каждая глава начинается с нуля. Когда в главе 21 вы набросите пончо (Мауа Cloth) на туловище, вам не нужно будет предварительно моделировать точную копию человеческого тела или загружать сложный файл сцены с CD, для того чтобы начать работу. Сфера с немного зауженным северным полюсом для обозначения шеи достаточна, для того чтобы продеть ее в единственный вырез пончо и красиво распределить ткань по фигуре. В восьмой главе вы не найдете великолепно текстурированного велосипедиста - вы всего лишь несколько раз щелкнете мышкой для моделирования верхней части человеческого тела с руками и плечами. Вам больше и не потребуется для изучения принудительного согласования при изображении управления велосипедом одной или двумя руками. Конечно, вы можете загрузить готовый результат всех тридцати уроков с сайта издательства. Там также есть фильмы с изображением объектов в действии, в движении, то есть то, что книги наших,
дней продемонстрировать не могут.
Основы компьютерной графики были заложены еще на больших ЭВМ, задолго до появления персональных компьютеров. Ее первые практические применения были связаны с решением задач из области автоматизации проектирования архитектурных и инженерно-технических сооружений.
Массовое распространение и непрерывное совершенствование технических характеристик персональных компьютеров и периферийного оборудования способствовало расширению круга задач, при решении которых используется графика. В свою очередь, развитие и усложнение графики стимулирует создание все более совершенного компьютерного видеооборудования. Кроме того, непрерывно расширяется круг специалистов, вовлеченных в программирование и использование графических приложений. Поэтому литература, посвященная различным аспектам видеографики, пользуется постоянным спросом и нуждается в периодическом обновлении. Однако большинство публикуемых книг являются руководствами для пользователей, а не для программистов, поскольку содержат описание техники работы с различными графическими редакторами. Автор решил попытаться восполнить этот пробел и написать руководство, содержащее описание способов программирования базовых элементов компьютерной графики и получения спецэффектов.
В свое время на русский язык было переведено и опубликовано несколько обстоятельных руководств по программированию видеосистем для IBM PC. Технический прогресс беспощаден и они устарели вместе с описанными видеосистемами. Предлагаемая книга продолжает тему программирования видеосистем, но уже современного образца, с использованием стандарта VBE, разработанного ассоциацией VESA. Этот стандарт создавался специально для того, чтобы программирование графических объектов не зависело от особенностей видеокарт, выпускаемых различными фирмами.
В соответствии с темой книги в качестве языка программирования выбран ассемблер для IBM PC. Можно до хрипоты спорить о достоинствах и недостатках ассемблера, но всегда остается класс задач, которые имеет смысл программировать только на этом языке, и всегда остается категория программистов, которые обязаны в совершенстве владеть ассемблером. В первую очередь именно им адресована данная книга. Вместе с тем. книга составлена так, что она может быть использована как практическое руководство для программистов, начинающих изучать ассемблер или желающих углубить свои знания о нем.